ЗАБАВЫ СТАРОГО КЕНТАВРА

Тем и хорош эстонский художник Юри Аррак (1936), что в пространном представлении не нуждается. Если на афише стоит его имя – это гарантия. Как минимум – невероятного путешествия. В чём не трудно желающим убедиться: выставка Юри Аррака «Зелёный огонь» в таллинской Linnagalerii, открытая 23 августа, завершится лишь 20 октября 2019 года.

Афиша выставки «Зелёный огонь» на витрине Linnagalerii.

«Зелёный огонь» - затея достаточно камерная.  Художник представил подборку графики разных лет («Соединяющее звено между этими рисунками вполне существует, для этого есть я!» - разъяснил итоговое решение экспозиции сам Аррак.). И эти работы точно обрамляют единственный в экспозиции живописный холст 2002 года «Два города».

Череда пейзажей разных лет.

Чередование быстрых и легких пейзажей (Эстония, Кольский полуостров, Карпаты), портретных скетчей, зарисовок (скорее, эскизов), узнаваемые, не без юмора, поданные персонажи, в чьих образах фантазия причудливо сочетается с реалиями – как бы переносят зрителя в некое междумирье, созданное и ювелирно отточенное десятилетиями творческой активности Юри Аррака.

Ю. Аррак (1936). Письмо моей ноге. В больнице Магдалены. 8.VII.2014, бумага, карандаш.

Последнее не удивительно. Ведь по институтскому диплому народный художник ЭССР (1988) Юри Аррак «художник по металлу». А количество его персональных выставок на сегодняшний день приближается к 100. За его плечами опыт работы художником в национальном кинематографе, председательство в секции графиков Союза художников, председательство в секции живописи и профессорская кафедра в Тартуском университете.

О, эти фирменные образы национального фольлора!

«Старик не учится новым трюкам», - в связи с «Зелёным огнём» вспоминают эстонские критики чеканные, как медальный рельеф, слова Аррака.

Посетитель на выставке.

Для его творчества характерна предельно индивидуализированная рефлексия на религиозную тематику, осмысление действительности через образы античного мифа и национального фольклора. Своему зрителю Аррак предлагал и предлагает участие в настолько убедительной в своем реализме игре, что его работы оказались не только в собраниях частных и государственных эстонских музеев, но и Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музея Людвига и Третьяковской галереи. Как порой шутят в Таллине, без Юри Аррака эстонское искусство представить нельзя.

Ю. Аррак (1936). Два города. 2002, холст, масло.

«Зелёный огонь», повторим, своеобразное путешествие. Путь пролегает через дольние и порой инфернальные пространства к подножию живописного «Града Надземного», Небесного Иерусалима, преисполненного света, в котором нет цвета.

На выставке представлены открытки и альбомы художника. Куратором «Зелёного огня» выступила Тамара Луук.

Олег Серебряков, Таллин (текст).
Василий Бертельс, С-Пб. (иллюстрации).

На иллюстрации: Юри Аррак (1936). Игры кентавра. 2017, негро, сепия.

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Искусство как никакое другое поле человеческой деятельности сберегает уникальное звучание своего времени, своей эпохи. Как знать, может быть, именно поэтому так ц�...
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
В год 150-летия со дня рождения зодчего Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949) о нем образно и пластично рассказал посредством выставки в Всероссийском музее декорати�...
Далее
Классика передвигается в виртуал
Национальная галерея Финляндии открыла виртуальную выставку, по задумке кураторов, погружающую зрителя глубоко в мир образов Хуго Симберга (1873-1917), крупнейшего пр�...
Далее
Маринист выходит из штиля. Художник Алексей Боголюбов
Выставка к 200-летию со дня рождения А.П. Боголюбова (1824-1896) в сентябре 2023 года открылась в Третьяковке...
Далее