30 октября 1918 года в нескольких залах Государственного исторического музея в Москве открыл свои двери новый музей под экзотичным для пролетарского уха именем Ars Asiatica. У истоков этого начинания Наркомпроса стояли Павел Павлович Муратов (1881-1950) и Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). Сегодня день 30 октября считают официальным «Днём рождения» Государственного музея Востока, с 1984 года получившего постоянную прописку в Доме Луниных на Никитском бульваре. Собрание Музея Востока насчитывает около 150 тыс. произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Согласитесь, к юбилею есть из чего выбрать почти полтысячи экспонатов для выставки «Восток. Другая красота».
Выставка рассчитана на весь экспозиционный комплекс музея, на шесть залов. Будут представлены все основные регионы музейной коллекции: Центральная Азия, страны ислама, Кавказ, Китай, Корея, Япония, Юго-Восточная Азия. Выставка покажет и живопись, и графику, костюм и ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства. Зрителя ожидает не просто уникальное путешествие в историю Востока - экспозиция посвящена женщине в традиционной культуре, её роли и пониманию женской красоты в целом. На первый взгляд, нет вопроса, что красиво, кто красив. Но очевидно, что у каждой страны свои каноны красоты, которые в разных частях света и в разные исторические эпохи могут быть диаметрально противоположными.
Эстетические представления народов Востока весьма разнятся в зависимости от региона. С одной стороны, это восхищение крошечной женской ступнёй, приведшее к ныне справедливо кажущейся варварской традиции бинтования ног у китайцев. С другой - воспетые поэтами окрашенные хной ступни загорелых ног индийской девушки, каждое движение которых сопровождает звон ножных браслетов.
Обращаясь к Дальнему Востоку, мы столкнемся с попыткой изменить женскую природу, с восприятием женщины как «арт-объекта», податливого материала, из которого можно сформировать любой, даже самый фантастический образ. Один и тот же регион представляет совершенно непохожие картины в разные исторические эпохи. Так персиянка может быть закрытой и скромной, при посредстве хиджаба почти невидимой для окружающих. Или демонстрировать жажду жизни и откровенный эротизм на портретах каджарской эпохи.
Выставка затрагивает не только внешность восточных дам, но и маленькие кусочки женского быта, особого мира, что для мужчины традиционно был тайной за семью печатями. Женский быт остается тайною и сейчас - на Востоке это очевидно, как нигде. Обращаясь к изображениям известных героинь, к легендам и преданиям, к историям знаменитых красавиц, мы говорим и об их месте в обществе. Среди предметов костюма на выставке можно будет увидеть национальные, праздничные и свадебные платья, головные уборы, кафтаны, а также знаменитые китайские туфли для бинтования ног. В разделе украшений будут представлены серьги, браслеты амулетницы, наголовные украшения, поясные наборы. Как говорят сотрудники Музея Востока, цель выставки, с помощью хранящихся в собрании музея сокровищ, представить облик и внутренний мир восточной красавицы.
Выставка «Восток. Другая красота» будет открыта с 31 октября 2018 года по 20 января 2019. Куратор - Евгения Карлова.
М. Б. (текст)
Государственный музей Востока (иллюстрации).
На иллюстрации: Гауранго Чаран Сон. Туалет Радхи. (1930- 1940-е гг., бумага, смешанная техника, ГМВ).