НА ДРУГОМ КОНЦЕ СВЕТА

Новый полюс глобальной художественной жизни неторопливо зреет в Китае. (Без скандалов, без истерик). Следовательно, и художники купно со своими творениями с разной степенью успешности перемещаются в Поднебесную. Более 700 художников нашей планеты собрала VI пекинская биеннале, прошедшая в сентябре-октябре минувшего года в пекинском Национальном художественном музее. Эстонию на этом празднике всемирной арт-жизни представляли скульптор Тийу Кирсипуу (1957 г.), график Рети Сакс (1960 г.) и живописец Алексей Шатунов (1981 г.). Причем последний, не найдя на родине спонсорской поддержки, отправился в Китай за собственный счет.

А.Шатунов у своей работы «Норны».

И как оказалось, не зря. Молодой таллинский художник не просто вошел в десятку особо выделенных организаторами художников, удостоенных специальной экскурсионной программы, но и стал одним из немногих счастливцев, чью работу купил Национальный художественный музей КНР.

Генеральная тема биеннале обозначалась ёмкой и лаконичной формулой «Память и мечта». «Память – это эпиграф души человеческой, кладезь культуры и истории, сокровищница душевных сил, пространство для творческого поиска. У каждой нации в мире есть своя культурно-историческая память, - не без восточной витиеватости сформулировали китайцы. - Мечта – это прекрасный идеал человечества, надежда на исчезновение страданий, стремление к счастью. Мечта – это цель, за которую все время идет непрекращающаяся борьба… Китайской мечтой, - резюмировали устроители форума, - является реализация великого возрождения китайкой нации».

«Пекинское биеннале (вход, отметим, был бесплатным) это торжество картины как художественной формы. Никаких полупустых залов и «белых кубов» с герметично упакованным концептуальным искусством, - поделилась впечатлениями (чья орфография здесь сохранена) посетительница из Сибири. - Зритель сразу же попадал в красочный цветовой шум, водоворот всевозможных живописных техник и сюжетов».

Однако, при всем внешне калейдоскопичном разнообразии стержнем форума выступала традиция: в живописи, графике, скульптуре. Причем, в довольно жестких формальных рамках: для участников было ограничение по размеру картины – около 120 см вместе с рамой. Видео-арт, инсталляции, объекты и фотографии занимали крайне незначительное (на общем фоне) место.

Однако, именно фотографии послужили поводом для скандала. Из экспозиции Dreamscapes в павильоне Армении были удалены одна работа и несколько пояснительных надписей. Это произошло сразу после попытки трех азербайджанских чиновников снять фотографии со стен армянского павильона. Организаторы оказались вынуждены извлечь несколько страниц из каталога с работами Карена Мирзояна и перечислением имен участвующих художников (спорные работы были посвящены конфликту в Нагорном Карабахе, что, по мнению представителей Азербайджана, представляло собой «пропаганду войны»). Сим досадным недоразумением «теневая» сторона форума, пожалуй, исчерпалась.

Как и большинство участников и гостей биеннале, Алексей Шатунов недочетов в мероприятии не заметил. Скорее наоборот, молодого художника впечатлили размах и организационная слаженность выставки: «очень хороший, я бы сказал, отменный организационный уровень». «Китайцы, - подчеркнул Алексей, - с большим уважением отнеслись и к академизму, который мне ближе, и к новизне, к эксперименту. Всему нашли место».

На Пекинской биеннале Шатунов представил два холста – «Норны» (2014 г.) и «Воспоминания из детства» (2015 г.), позднее купленный Национальным художественным музеем Пекина. Обе работы не только добротной техникой исполнения, но и смысловым наполнением так или иначе отсылают зрителя в те блаженные времена, когда художники почти на равных тягались с литераторами на повествовательной ниве, а кинематограф был всего лишь демоническим фриком.

А.Шатунов (1981 г.). «Норны» (2014 г., х.м., 160 х120 см).

«Норны» Шатунова это сегодняшнее прочтение скандинавской мифологии. Ведуньи Мидгарда – дряхлая Урд, зрелая Верданди, юная Скульд - наделенные чудным даром определять судьбы, ворожат над колыбелью будущего героя. Творят его судьбу во глуби северной ночи. Где-то рядом шумит волшебный источник. И кажется, что кисть таллинского живописца пытается передать его скорбный плач. Мойры эллинов, Парки римлян вспоминаются у этой картины 2014 года, вне всякого сомнения, несущей и личные впечатления Алексея (в тот год он трудился в муниципальном Таллинском русском музее, ныне почившем в бозе).

Второе полотно – «Воспоминания из детства» - несёт несомненный отпечаток alma mater Шатунова, петербургской академической мастерской В.В. Пименова. И отсылает зрителя в конец ХIХ в., к «Видению отроку Варфоломею» (1883-1899г г.) Михаила Нестерова (1862-1942 гг.). Однако, отрока Шатунова встречает и назидает не старец у дуба посреди поля, но старуха у тихой реки. На какой вопрос отвечает она? О чем её речь? Сравнимы ли её слова с движением вод?..

В мастерской А.Шатунова.

Юность и мудрость, современность и традиция нашли своё отражение в холстах Алексея. И без переводчика были прекрасно поняты на другом конце света. Где помимо лестного признания и понимания Шатунов получил приглашение участвовать в престижном проекте этого года «Китай глазами художников-гостей».

Олег Серебряков.

На иллюстрации:  А.Шатунов (1981 г.). «Воспоминания из детства» (2015 г.,  х.м., 100х80 см).

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Чуден и щедр месяц май в городе Тбилиси. Столетие сменяет столетие, а тбилисский май всё тот же юный чародей. В мае 2022 года на улице Галактиона Табидзе в доме 19 случи�...
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Искусство как никакое другое поле человеческой деятельности сберегает уникальное звучание своего времени, своей эпохи. Как знать, может быть, именно поэтому так ц�...
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
В год 150-летия со дня рождения зодчего Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949) о нем образно и пластично рассказал посредством выставки в Всероссийском музее декорати�...
Далее
Классика передвигается в виртуал
Национальная галерея Финляндии открыла виртуальную выставку, по задумке кураторов, погружающую зрителя глубоко в мир образов Хуго Симберга (1873-1917), крупнейшего пр�...
Далее