С восходом Солнца меркнут даже самые яркие звёзды… С долгожданным появлением на Art Riga Fair Дмитрия Шагина жизнь остальной ярмарки, конечно, не то чтобы совсем умалилась, однако завертелась, засверкала разговорами вокруг митьковского павильона. Почему, спросите, появление было долгожданным? Не бином Ньютона, но вопрос далеко не праздный, то есть требующий ответа.
Ну, во-первых, праздник, на котором ждут митька, до прибытия митька, по-митьковским понятиям, праздником не считается. А, во вторых, причина задержки (ни в коем случае не опоздания – митьки никогда не опаздывают!) уважительна и до элементарного банальна: супруга Дмитрия Шагина Татьяна по рассеяности взяла просроченный паспорт, но бдительные стражи границ Евросоюза после тщательного досмотра автомобиля и его содержимого заметили сие – пришлось с границы возвращаться в Питер за правильным паспортом, вновь пускаться в дорогу, опять проходить досмотр, что, согласитесь, кушает время.
Главное – Татьяна и Дмитрий Шагины на ярмарку прибыли!
И сразу, прямо с колёс, занялись развеской привезённых произведений – гобеленов работы Татьяны и картин Дмитрия. Тех самых картин, что вместе с другими произведениями основателя арт-группы «Митьки» Дмитрия Шагина за месяц до того завершили всероссийское турне в рамках проекта московской галереи «Веллум» «Смотри в небо – увидишь небо; смотри вдаль – увидишь даль». Обогатившись фрагментами шагинских далей Art Riga Fair заиграла еще веселей, как первый снег ясным декабрьским днём.
Перед гостями ярмарки в роскошных бородах предстали Дмитрий Менделеев на холсте «Элементарно», конвоируемый дуэтом олдскульных митьков Карл Маркс на почти плакате «Постой, не пиши», сводный кадр «А это? Элементы сладкой жизни!» фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» и «Че Бурашка. Но пасаран!». Обе последних картины, можно сказать, тоже при бородах, однако, бородах сугубо метафорических, умозрительных.
Наследие «золотого периода» Л.И. Гайдая так давно перетасовалось с новейшим русским фольклором, рассыпалось на цитаты, что стало даже «бородатей» библейских патриархов, хотя (как и они) не утратило свою злободневность.
«Че Бурашкина» борода не столь долга. Её корни берут начало в сенсационном показе на московском Арт-Манеже 2003 года картины Che Burashka (Чебурашка с "калашом") тогда еще омича Дамира Муратова (1967). Образ конкретно превратился в мем, который Шагин с поистину митьковской грацией процитировал в 2019 году и явил urbi et orbi в Севастополе.
У картин собственная судьба. Не нами это замечено. Они точно сами выбирают себе место и время. «Че Бурашка» проехал половину России, показался в Москве, но (вот он, доминирующий тренд одной восьмой планетарной суши) обрёл дом за рубежами отечества – в Риге. В предпоследний день ярмарки картину прямо со стенда приобрел латвийский предприниматель, чем изрядно порадовал художника. Сам же Дмитрий приобрел одну из мышей таллинского художника Максима Симченко – канун года Крысы как никак.
Дмитрий Шагин не был бы Дмитрием Шагиным ограничься он только живописью. В рамках ярмарки Дмитрий Владимирович показал рабочий вариант фильма о житье-бытье бородатых питерских дворников, точно сошедших со страниц гоголевских «Мёртвых душ» Митяя и Миняя, в котором выступил и продюсером, и режиссёром, и актёром…
Тесно митькам в рамках одного жанра. Что тут поделать?
К.С., текст
Архив Прииска, иллюстрации
На иллюстрации: Сам же Дмитрий приобрел одну из мышей таллинского художника Максима Симченко. Слева направо: Дмитрий Шагин, Максим Симченко, Татьяна Шагина.