Почти сказочная история

Израильский арт-дуэт — Тэнно Соостер и Сергей Буньков — уже не первый год в поте лица (или скорее лиц?) создавали фантастическую, великолепную графическую серию «Ивритская азбука». Художники создали 22 офорта с еврейским алфавитом и возможностью трехмерной анимации через смартфон каждой буквы. Как их при этом не побили тамошние ортодоксы — тайна велика есть. Видимо помятуя о тёплом приёме в Таллине, художники приготовились показать плоды своих трудов в Эстонском национальном музее в городе Тарту (Тэнно Соостер - сын легендарного эстонца Юло Соостера). Но благими намериниями вымощена дорога — нет, не в ад, - в нашу реальность.

В 2022 году Эстонский национальный музей (ниже ERM) отправил художникам Соостеру и Бунькову приглашение приехать в Тарту со своей выставкой. Выставка должна была открыться в марте 2024 года. Но 8 июня этого года художники получили письмо, в котором им сообщили, что выставка отменяется. "К сожалению, мы вынуждены сообщить Вам, что в связи со сложившейся международной обстановкой мы не можем организовывать выставки с лицами, которые определяют себя как русские художники, независимо от их гражданства. Такое сотрудничество запрещено нашим государством", - было сказано в сообщении за подписью директора музея Керту Сакс.

Ивритская литера в подаче Соостера-Бунькова

Художники, мягко выражаясь, обалдели от письма мадам Сакс. Обалдели настолько, что добрый друг Прииска Сергей Буньков отказался от комментария нашему сайту, но израильскому изданию Newsru.co.il художник объяснил, что причина отказа вызвала замешательство: "Мы подавлены и растеряны. Год, потраченный на подготовку к выставке, оказался бессмысленной тратой времени ... кажется, что это охота на ведьм и решение было принято на основании того, что у одного из авторов русское имя". "Я чувствую разочарование от культуры, условия которой диктуются политикой", - дополнил коллегу Тэнно Соостер.

«Я видел эти работы на выставке в Тель-Авиве. Следил за их появлением... Это потрясающий проект про буквы ивритского алфавита. - заявил израильский публицист Евгений Финкель. - Русского в этих работах только то, что авторы между собой чаще общаются по-русски, чем на иврите или других известных им языках». Да, Соостер и Буньков должны были представить в Тарту 22 офорта с еврейским алфавитом с трехмерной анимацией каждой буквы, “чтобы показать буквы иврита по-новому, через неожиданные символы и ассоциации”. Так как город Тарту станет культурной столицей Европы в 2024 году, было запланировано организовать европейскую премьеру проекта Соостера-Бунькова именно там, хотя часть работ из серии выставлялись в Умани и Херсоне на Украине в 2022 году. По некоторым данным сегодня художники проводят переговоры об организации показа серии в киевском Музее современного искусства.

Госпожа К. Сакс в интерьере Министерства культуры Эстонии

Из-за возникшего международного возмущения ERM решил сгладить ситуацию и 13 июня направил художникам за той же подписью новое сообщение, в котором музей извинился за неудачную формулировку в предыдущем письме: "Музей осведомлен о биографии уважаемых художников и их взглядах, поддерживающих Украину в продолжающейся войне, что вы объяснили и подтвердили в своем письме ... Эстонский национальный музей проверил информацию, на основании которой он отменил Вашу художественную выставку, запланированную на 2024 год, и она оказалась вводящей в заблуждение. Мы заверяем Вас, что наши решения об организации выставок не основаны на этнических или религиозных соображениях".

 
Графика Соостера-Бунькова в одной из израильских галерей (в рамке 1.5 тыс. шекелей)

Однако, выставка Соостера и Бунькова в “не основанном на этнических соображениях” ERM следующей весной так таки не состоится, поскольку, как после немалого международного резонанса отписала художникам мадам Сакс, “... основной задачей музея является сбор, сохранение, изучение и распространение материалов, отражающих культуру эстонского, финно-угорских и северных народов, а также проживающих в Эстонии этнических групп и соседних народов. Для того, чтобы посвятить себя этой работе, нам необходимы все ресурсы музея, поэтому мы вынуждены значительно сократить объем дополнительной программы, разработанной в предыдущие годы. К сожалению, по этой причине мы не сможем организовать вашу выставку".

Однако, выставка Соостера и Бунькова, с весьма странными пояснениями отвергнутая ERM, так таки приедет в город Тарту, но только в Тартуский художественный музей, но только в 2026 году...

Надеюсь, читатель помнит историю про то,как Ходжа Насреддин обещал падишаху научить ишака писать, читать и разговаривать?.. «Либо ишак околеет, либо падишах помрёт», - пояснил любопытствующим скептикам находчивый Насреддин. Похоже, нечто подобное происходит с выставкой Соостера-Бунькова «Буквы еврейского алфавита».

Андрей Орлов. Памятник Ходже Насреддину, 2006, Москва, Ярцевская улица

Почти сказочная история получается. Не так ли?


Текст:  Фома Ревельский, Таллин

Иллюстрации: архив Прииска

На иллюстрации: Герои сказок нашего времени: Соостер слева, Буньков справа

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее